В октябре 2016 года мы стартовали с разработкой новой версии нашего сайта www.zenova.ru. Как всегда мы решили поискать приключений на пятую точку отказаться от стандартных решений на Битриксе и пошли своим путем. Разрабатывали сайт с нуля. Как и полагается в правильном кино, на пути к хеппи-энду пришлось столкнуться со многими приключениями (причем не всегда приятными). Испытания мы выдержали успешно, но в результате сайт был запущен лишь в ноябре 2017 года. Вместо ожидаемых 3-4 месяцев провозились больше года. Отчасти виноват был разработчик, уделивший недостаточно времени нашему проекту, отчасти мы, поскольку не выстроили отношения с ним более детально.
Утерев пот и слезы, тут же принялись за доработки. Ибо даже после запуска сайт не был в идеальном состоянии. И по функционалу он все еще отставал от предыдущей версии.
Прошел еще почти год. На дворе октябрь 2018 года. Что изменилось? В первую очередь, вычистили огромное количество мелких ошибок, которые хоть и не мешали работе сайта, но досадно ухудшали пользовательский опыт. Во-вторых, по функциональности новый сайт сильно превзошел старую версию в таких аспектах как: поиск, фильтрация товаров, новые виды контента (3Д фото), онлайн-синхронизация остатков с бухгалтерской программой, онлайн-расчет времени и стоимости доставки, блок "С этим товаром покупают".
И вроде бы теперь жизнь наладилась. Да, впереди еще море работы, но уже сейчас сайт работает замечательно. За него не стыдно. Даже наоборот - есть небольшая гордость. Но возникает вопрос. А ведь на стандартной CMS мы бы реализовали тот же самый функционал за 3-4 месяца. Так стоило ли оно того?
Есть ощущения, что да. Честно. Все же мы чуточку отличаемся от сайтов, сделанных на стандартных движках. Чуточку по-другому работает поиск по сайту. Чуточку по-другому настроена фильтрация товаров. Чуточку по-другому расположен контент. Жаль, что эту самую "чуточку" бывает сложно описать словами.
А еще у нас круче админка. Мы реализовали множество различных сценариев массового редактирования контента для быстрого обновления информации на сайте. И это реально экономит кучу времени при работе с ресурсом.
Сравнивать с аналогами сложно, ведь у нас не было опыта работы с админкой, например, Битрикса. Ибо мы без толку упрашивали разных разработчиков показать демонстрацию работы в ней на примере реализованных проектов. Нам говорили, мол, админка будет стандартной и все тут. А мы возражали в том ключе, что если работа с контентом на сайте ведется активно, то и админка должна быть максимально кастомизированна и адаптирована под рабочий процесс. Наши посетители вроде бы не видят внутреннюю кухню нашей работы с сайтом, однако косвенный эффект есть и для них. Если новый контент удобно выкладывать, а старый удобно изменять, то поддерживать информацию на сайте в актуальном состоянии гораздо проще. И меньше шансов забыть что-то поправить. Хороший пример - наблюдение за многочисленными сайтами-копипастерами, которые копируют отдельные разделы или даже наш сайт целиком. Так вот они очень быстро устаревают. Создатели этих сайтов забывают, что скопировать легко, но поддерживать ресурс в актуальном состоянии гораздо сложнее.
Что в сухом остатке? На начальном этапе разработка кастомного сайта выглядит адом по сравнению с реализацией на стандартном движке. Это дорого, долго и плохо работает. Однако проходит время и преимущества кастомной разработки начинают выходить на первый план (при условии, что разработка ведется более-менее грамотно). Это меньшие трудозатраты при работе с сайтом, реализация пользовательского функционала сайта (как публичной части, так и админки) без оглядки на ограничения ядра CMS (то есть мы делаем так как хочется, а не как это было придумано программистами Битрикса). Можно сравнить собственную индивидуальную разработку сайта с обувью, сшитой на заказ. Если сшить правильно, то никакой стандартный фабричный продукт от самого продвинутого производителя не сравнится по удобству.
Автор Руслан Загидуллин